Очень часто бизнес сталкивается с такой ситуацией при которой, дальнейшее осуществление предпринимательской деятельности просто невозможно из-за убыточности или нерентабильности. Зачастую у собственника бизнеса встает вопрос: «А как закрыть предприятие (ООО, ИП)? «.
Ответом на данной вопрос может послужить данная статья в которой мы постарались осветить весь процесс закрытия предприятия. И так начнем, все по пунктам:
Инструкция по закрытию фирмы
1. Назначение ликвидационной комиссии
Необходимо всем участникам ООО созвать внеочередное общее собрание, на котором принять решение о ликвидации своего предприятия, о чем составить надлежащим образом оформленный и заверенный протокол собрания. В указанном протоколе собрания необходимо назначить ликвидационную комиссию и указать их полные данные (ФИО паспортные данные).
Следует отметить, что необязательно чтобы комиссия состояла из нескольких членов, вполне достаточно будет и одного человека, и именоваться он будет «ликвидатором», как правило им становится сам директор ликвидируемого предприятия. Имейте ввиду если у предприятия несколько учредителей, то необходимо в течении 10 календарных дней уведомить тех участников, которые не участвовали в принятии решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, просто отправьте им заверенную копию протокола по почте заказным письмом, а лучше ценным письмом с описью по известному адресу их регистрации. Если у предприятия один учредитель, то вместо протокола оформляется решение. Да! Чуть совсем не забыл, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 67. 1 Гражданского кодекса РФ решение общего собрания общества с ограниченной ответственностью в обязательном порядке нотариально удостоверяется;
2. Подача заявления в ФНС
Следующим этапом станет составление и подача заявления в регистрирующий орган (ФНС) по утвержденной форме Р15001. Причем данное заявление, как и протокол, указанный в пункте 1, необходимо нотариально удостоверить. Помните это необходимо сделать в течение 3 рабочих дней с момента составления протокола, указанного в пункте 1. Также необходимо уведомить ФСС и ПФР о принятом решении, направив им соответствующие письма в свободной форме с приложением копии протокола, указанного в пункте 1;
3. Вестник государственной регистрации
Идем дальше. На этом этапе Вам необходимо подать сообщение в официальное издание «Вестник государственной регистрации» о начале процесса ликвидации предприятия. Казалось бы, все просто, но не тут то бы. Для того, чтобы подать данное сообщение необходимо получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии.
Хотя на сайте «Вестник государственной регистрации» и указывается, что можно подать сообщение не оформляя ЭЦП, обратившись в представительство «Вестник государственной регистрации»;
4. Отправка письма контрагентам
Теперь Вам необходимо направить письма всем действующим контрагентам. За основу берите текст письма, который делали в пункте 2 (для ФСС и ПФР), но необходимо указать срок в течении которого Ваши контрагенты могут направить свои претензии Вам относительно ваших правоотношений (договоров). Указанный выше срок не может быть менее двух месяцев;
5. Взаимодействие со всеми сотрудниками
На данном этапе необходимо разобраться со всеми сотрудниками, работающими на ликвидируемом предприятии. В соответствии с пунктом 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ всем сотрудникам не позднее чем за два месяца необходимо вручить или направить письменное уведомление о предстоящем увольнении по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности предприятия. Затем проинформируйте Службу занятости о предстоящем увольнении сотрудников с указанием профессии и квалификации каждого сотрудника по специально установленной форме. Но этого можно избежать, если Вы уволите своих сотрудников по иным основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ;
6. Промежуточный ликвидационный баланс
Сейчас начинается самое интересное. По прошествии двух месяцев после того, как Ваше сообщение о ликвидации предприятия опубликовано в «Вестник государственной регистрации» (см. пункт 3) и с момента отправки и получения писем контрагентам (см. пункт 4) необходимо сесть с бухгалтером и составить промежуточный ликвидационный баланс предприятия.
Какой — либо установленной формы не предусмотрено, поэтому рекомендуем воспользоваться формой бухгалтерского баланса. Важно отразить в данном документе все имеющееся на дату составления имущество предприятия, все предъявленные требования и результаты их рассмотрения. Как только эта работа проделана, мы снова созываем общее собрание участников ликвидируемого предприятия на котором утверждаем промежуточный ликвидационный баланс предприятия, о чем составляем протокол собрания и заполняем заявление в регистрирующий орган (ФНС) по форме Р15001. Указанные выше документы нотариально удостоверяем и сдаем в налоговую вместе с промежуточным ликвидационным балансом и сообщением из «Вестник государственной регистрации»;
7. Выплата зарплаты, погашение задолженностей
Теперь, когда все подсчитано необходимо расплатиться по всем долгам предприятия, а именно заплатить налоги и сборы, выплатить заработную плату и выходные пособия сотрудникам, погасить задолженность по договорным и иным обязательствам. Погашение задолженности осуществляется из денежных средств предприятия, но если их не хватает, а их как правило, не хватает, то имущество предприятия реализуется посредством торгов, денежные средства от которых используются на выше указанные цели. Если после продаже всего имущества предприятия все равно не хватает денег для покрытия всех долгов, то предприятие из процесса ликвидации должно перейти в процесс банкротства, и ликвидатор либо председатель ликвидационной комиссии обязан обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением, но об этом мы поговорим в другой статье;
8. Сдача отчетности в ФСС, ПФР
На данном этапе ликвидации необходимо в течении одного месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса (см. пункт 6) сдать соответствующую отчетность в ФСС и ПФР относительно сотрудников;
9. Ликвидационный баланс предприятия
Так! Значит, Вы расплатились со всем своими кредиторами, погасили все свои долги перед ФНС, ФСС, ПФР и т. п., рассчитали своих сотрудников, тогда смело садитесь с бухгалтером и составляйте ликвидационный баланс предприятия. Также не забываем, что данный документ утверждается собранием участников ликвидируемого предприятия, о чем составляется протокол собрания участников, а также составляется заявление в регистрирующий орган (ФНС) по форме Р16001.
Оба этих документов должны быть нотариально удостоверены;
10. Подача заявления в ФНС
И самый последний шаг на пути ликвидации предприятия — это подача в регистрирующий орган (ФНС) заявления по форме Р16001 с приложенным ликвидационным балансом предприятия и квитанцией об оплате госпошлины (см. пункт 9). Ждем истечения пяти рабочих дней и получаем свидетельство о прекращении деятельности и уведомление о снятии с налогового учета предприятия. Ура! ! ! Ликвидация завершена.
Конечно, описанный выше алгоритм ликвидации предприятия довольно сложен, имеет массу нюансов, которые мы как смогли постарались осветить..
Помните, что вы всегда можете воспользоваться услугами профессионалов для ликвидации предприятия